Есть ли творчество под гипнозом?

Вообще, на что способен человек под гипнозом? Многие исследователи в своих работах утверждают, что состояние гипноза это что-то необычное и даже экстремальное для мозга. Другие говорят о том, что это такой вид сна. А, некоторые деятели науки, например Мейнерт, и вовсе уверяют, что гипноз это «искусственное слабоумие». Это мнение сложилось из-за особых характеристик мозга, которые присутствуют под гипнозом. Например, то, что при гипнозе выключается критическое мышление, а остается проявление раппорта. Тогда легко предположить, что человек под гипнозом может только «на автомате» выполнять какие-либо команды. А творческого мышления и деятельности в гипнозе не бывает. Однако исследования показывают, что гипноз способен даже усилить интеллектуальные и творческие возможности человека.

Сначала, стоит разобраться, как работает мышление под гипнозом. Мнение некоторых ученых о гипнозе, как о безвольном состоянии, «частичном сне» или полном «выключении» второй сигнальной системы, легко опровергнуть. Изучим доказательства. Первый факт. Например, когда человека в глубоком гипнозе абстрактно «инструктируют» сделать что-нибудь необычное и он это делает. Однако такое возможно лишь при активном мышлении «подопытного». Ведь «на автомате», без собственного «творчества» он может выполнить только конкретную команду. Например: «прокукарекать 5 раз».

Другой факт. Испытуемые выполняют команды с дополнительными условиями. Например: «вылить воду из чашки, так, чтобы потушить начинающийся пожар». А для такого действия точно нужно осмысленное восприятие произносимой команды и заданной ситуации.

Еще один факт подтвердили многочисленные исследования, когда под гипнозом у людей улучшались умственные способности. Это выражалось, например, в увеличении скорости математических вычислений, которые производили испытуемые.

Существует и множество сведений о человеческой физиологии. Они доказывают, что гипноз — не сон. Например, электроэнцефалограмма в гипнозе совсем непохожа на ЭЭГ людей в состоянии сна. Да и многие исследователи полагают, что индивид в глубоком гипнозе может выглядеть, как человек бодрствующий. К такому выводу пришли известные ученые С. Карточвил и У. Хорзай. Таким образом, получается, что, известное многим, сомнамбулическое «сонное» состояние, это лишь одно из многих проявлений состояния гипноза.

А что насчет творчества?
Многочисленные научные исследования доказывают, что под гипнозом человек способен на активную умственную деятельность. Например, в состоянии гипноза испытуемому внушали, что он известный художник. Участник эксперимента потом точно копировал стиль живописца. А после выхода из гипноза он мог повторить свой опыт в состоянии бодрствования. К тому же, было зафиксировано, что обучаемость его была в несколько раз выше, чем у тех, кто рисовал без применения гипноза.

Так есть ли умственные изменения в состоянии гипноза? Или, как утверждал психофизиолог Карпентер, под гипнозом человек превращается в «мыслящий автомат »?

Об изменениях психологической сферы человека в гипнозе говорят множество исследований и написанных трудов. А вот изменение мышления под гипнозом до конца не изучено. Существуют некоторые клинические исследования и наблюдения этого феномена. Например, опыт, когда испытуемым-под гипнозом и без него — предлагалось решать разнообразные задачи. В том числе, шахматные задачи-двухходовки. В опыте принимали участие четверо студентов. У всех участников наблюдался раппорт и они легко поддавались внушению. В ходе опыта им внушали различные галлюцинации. При этом фиксировалось поведение испытуемых, рассуждения, комментарии по поводу решения задач, желание или нежелание контактировать с другими людьми. В исследовании, прежде всего, вычислялась быстрота решения новых или одних и тех же задач в прегипнотическом, гипнотическом и постгипнотическом состояниях. В гипнотическом состоянии участники эксперимента могли не узнавать задачи, которые решали ранее до гипноза. А в постгипнотическом состоянии наблюдалась амнезия, поэтому участники не помнили задач, которые решали под гипнозом и решали их снова.

Что же стало итогом такого исследования?
Оказалось, что даже в глубоком гипнозе все испытуемые справлялись с такими задачами: пересказывали услышанный текст; описывали картинки и окружающие предметы; сравнивали различные определения; делали задание на удаление, какого либо предмета из нескольких, по заданному признаку; определяли переносный смысл поговорок и пословиц; придумывали истории из заданных слов; называли несколько десятков слов, кроме названий вещей, находившихся в помещении. Кроме того, они решали шахматные задачи.

Во время гипнотизации участникам внушался образ «Репина» и они буквально становились им. Однако их поведение, при этом, не было «автоматическим». Испытуемые, утверждали, что не знают таких понятий как, например, «автобус», «хоккей», «метро» или «футбол». Зато, когда спрашивали о транспорте, на котором они добирались, отвечали — «пешком» или «извозчик довез». Испытуемые «забывали» то, что не относилось к эпохе или характеру личности, которая им внушалась. Но при этом, участники опыта называли понятия и вещи, привычные заданному персонажу. Когда же студентам, в роли «Репина», говорили о полетах в космос или самолетах, то они удивлялись: «Это что за сказки?»

Когда участников спрашивали «Как зовут вашу маму?», они отвечали, что не знают. При этом, имени матери Репина они, действительно, не знали. Получается, участники опыта все осознавали. И не называли любое, вспомнившееся имя, чтобы ответить на вопрос. Однако зная, что Репина звали Илья Ефимович, они могли назвать имя отца, когда их об этом спрашивали: «Ефим». Также, когда участникам внушали, что им 16 лет и якобы сейчас 1870 год, они легко называли год «своего» рождения. 1854 год. При вопросе о знакомых, испытуемые называли имена художников, живших в ту эпоху.

Интересен и специально созданный конфликт между участниками под гипнозом. Например: вдруг оказывалось, что в комнате два «Репина». Возникал спор. При этом, каждый из испытуемых приводил аргументы, стараясь доказать, что именно он — настоящий «Репин». Данное исследование дает понять, что в состоянии гипноза, человек способен рассуждать и вести себя осмысленно.

При выполнении шахматных задач испытуемые во всех состояниях (прегипнотическом, гипнотическом, постгипнотическом) справлялись с заданиями примерно с одинаковой скоростью -4-5 мин. Поэтому, исследователи сделали вывод: логическое мышление работает с той же скоростью, как в обычном, так и измененном состоянии сознания. Замедление решений задач, однако, наблюдалось, когда испытуемые были в роли «Репина», который при жизни не был любителем шахмат.

При выполнении задач «вслух», под гипнозом, испытуемые показывали «творчество» этого процесса. Они рассуждали, оценивали решения, искали выход из сложившейся ситуации и достигали результата. И все это — без какой-либо заторможенности мышления.

Также, был проведен опыт с целью изучить постгипнотическое воздействие на человека. Сможет ли гипноз подавить самостоятельные решения? Например, под гипнозом испытуемому внушалось: после выхода из гипноза, надо начать решение следующей задачи с определенной шахматной фигуры. При этом, исследователи знали, что решение, таким образом, становится невозможным. Участник опыта, уже в постгипнотическом состоянии, сначала собирался начинать с заданной фигуры. Однако, немного подумав, он решил задачу по-своему, игнорируя внушение. Из этого следует, что собственный творческий поиск решений оказывается сильнее, чем, навязанные кем-то, указания.

Таким образом, исследования показали: в гипнозе реальна умственная деятельность и активный творческий поиск с выработкой, изменением задумки и подведением итогов. Решение участниками опыта непростых задач вербального свойства (например, описание смысла поговорок) производилось без следов визуализации или фрагментарности. Это значит, что состояние гипноза отличается от состояния сна, где такие свойства присутствуют. Как поясняет гипнотерапевт Геннадий Иванов: «Опыты также убеждают, что и в сознательном состоянии, и в состоянии гипноза, мозг человека действует иначе, чем «автомат». Даже такой совершенный, как компьютер». Полученные факты, ко всему прочему, доказывают важность гипноза в экспериментальной психологии и изучении умственных процессов человеческого мозга.
 

Источник: VladTime

Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *