Обработка изображений в формате RAW: зачем и как

Вы наверняка замечали, что современные смартфоны позволяют выбирать формат сохранения фотографий. Хочешь — в привычный jpeg, а хочешь — в RAW или его аналог DNG. Этот профессиональный формат хранит куда больше информации и, по сути, позволяет «проявлять» фотографию, управляя процессом. Зачем это рядовому пользователю, и как за пару минут обработать такой снимок со смартфона — в этом уроке.

Словом RAW (с англ. — «сырой») принято называть формат файла, а не изображения (почему так, станет понятно чуть позже). И такой файл занимает примерно в семь раз больше памяти, чем привычный «джипег». С пятой версии Android в приложениях камер на некоторых смартфонах появился доступ к сохранению в этом формате, до недавнего времени относившемуся сугубо к профессиональной сфере фотографии.

 

Что такое RAW?

RAW-файл содержит всю информация, которую запомнила матрица камеры в момент нажатия на кнопку спуска. Звучит вдохновляюще, вот только по факту RAW — это «чёрно-белый» файл, ещё и испещрённый дырами, как кружевной платок.

В момент съёмки электроника считывает сигналы о яркости упавшего света и записывает информацию в RAW-файл. Но фотофиксация оставляет нерешённым один непростой вопрос: в красночувствительной точке мы ничего не знаем о зелёном и синем цвете, а на соседних точках светочувствительной матрицы, наоборот, не знаем ничего о красном канале — можно сказать, структура RAW содержит выборочную информацию об изображении, ещё не составляющую полноценной цветной картины.

Поэтому, после того, как RAW записан, в свои права вступает математический аппарат дебайеризации — вычисления недостающей информации и превращения «кружева» трёх каналов в настоящее цветное изображение, которое в каждой своей точке «знает» о красной, зелёной и синей составляющей полного цвета.

Несложно догадаться, что определённая информация закреплена в RAW-файле «от рождения» и неизменна, а вот получаемое полноцветное изображение можно изменять, заново проведя дебайеризацию — конвертацию RAW-файла в изображение — с иными настройками. Это сильно расширяет возможности редактирования изображения и «добычи» максимального качества.

 

Как записывать снимки в RAW?

В некоторых смартфонах снимки в RAW-файлы можно записывать без установки каких-либо сторонних приложений — достаточно выбрать соответствующую опцию. Если же в меню вашего смартфона её нет, придётся скачать специальный софт.

Наш урок подготовлен с помощью Honor 9, в нём RAW-файлы записывает приложение «Профи (фото)» — для этого нужно в настройках поставить галочку напротив пункта «Формат RAW». Кстати, стоит упомянуть об одном очень приятном моменте — в отличие от больших фотоаппаратов, записывающих каждый свой, неповторимый формат RAW-файла, смартфон создаёт универсальные файлы с расширением DNG (Digital Negative — «цифровой негатив»).

 

Как работать с RAW?

Конвертировать RAW-файл можно в приложении смартфона, а можно использовать приложение стороннего производителя.

В штатном редакторе Honor 9 для обработки фото есть готовые пресеты, применяемые по вкусу к файлу, а возможности ручных настроек раскрывают лишь малую часть возможностей RAW-конвертации. Поэтому сразу перейдём к работе в Lightroom.

 

Чтобы понять значение съёмки в RAW, сравним обработку JPG-изображения и RAW-файла, снятых и записанных в память смартфона одновременно. Мы подобрали фотографии с достаточно распространённым недостатком — пересвеченным «белым» небом и тенями, уходящими в черноту. И если JPG не содержит никакой дополнительной информации в файле — только ту, что и отображена на экране — RAW имеет «запас» для коррекции на ярких и теневых участках. Вывод: попытка откорректировать JPG может привести к ещё большему ухудшению изображения, а RAW-файл даёт возможность ещё раз «проявить» изображение на стадии обработки, решив ряд проблем.

 

 

Снижаем шум

Другое преимущество работы с RAW — деликатное шумоподавление, степень которого можно регулировать.

У RAW-файлов, в сравнении с JPEG, есть важное преимущество — возможность регулировки цифровых шумов. Сравним несколько изображений разных форматов и чувствительности на предмет раздражающего глаз дефекта. Наши подопытные — JPEG и DNG

Первый JPEG-файл снят при ISO 50. Если приблизить изображение, станет слегка заметна розово-голубоватая рябь, но особенно в глаза она не бросается.

Другое дело — файл с расширением DNG: здесь нет цветных искажений, зато видны едва уловимые монохромные шумы, но и они настолько незначительны, что с ними можно и смириться. Между тем DNG-файл выдаёт уже чуть более заметный яркостный шум.

JPEG. ISO 50 Конвертированный DNG. ISO 50

Как бы вы не баловались с настройками камеры, избежать надоедливой зернистости на снимках вечернего города не получится и, придётся «шумодавить». В Lightroom есть дельный инструмент для устранения шума. Во вкладке «Изменить» в меню справа выбираем пункт «Детализация» — появятся три варианта корректировки: низкое, среднее и высокое снижение шума.

Какой из трех вариантов обработки в итоге выбрать — решать только вам, но, на наш взгляд, можно вполне остановиться и на первом.

 

Работа с яркостью и контрастом

С шумами разобрались, настал черёд яркости и контраста. В качестве подопытного — снимок, сделанный в Крутицком подворье.

Фотопример содержит в себе часто распространенный недостаток — слишком яркое «выбитое» небо и достаточно тёмные тени. Этот недуг характерен для контрастных сюжетов.

Ползунок экспозиции трогать не будем, потому что камера и её экспонометрия отработали хорошо. Фотомодуль Honor 9 достойно справился со средними тонами, при этом остался запас по яркости, да и с тенями обстоит не так всё плохо.

Чтобы работать со светлыми областями, необходимо их затемнить. Для этого соответствующий ползунок cдвигаем влево, вытягивая до -68 единиц. Затем берёмся за ползунок «Тени» и двигаем вправо до отметки 53 — таким образом можно добыть больше информации, которая до этого скрывалась в затемнённой области. Всего пара нехитрых действий, а результат налицо: появились детали в тенях, стала лучше просматриваться архитектура и насыщенное синее небо с желтоватыми облаками. Полученное изображение гораздо ближе к тому пейзажу, который наблюдал глаз фотографа.

Далее отправляемся в закладку «Эффекты», чтобы вытянуть ползунок «Удаление дымки» вправо до 40 — так мы подняли контраст. В отличие от обычной настройки контраста, функция работает с локальными областями. Вуаля, кадр практически готов. Остался лишь один нюанс — вертикали архитектурных линий, которые нужно чуть-чуть подправить. Их мы смещаем вправо на 1,2 градуса, а затем обрезаем тёмный кусочек стены справа из эстетических соображений. А дальше — мелочи.

Ставим галочку «Да» и записываем кадр, сохраняя в галерею. На выбор предлагается два варианта размера: «Лучшее качество», тот размер, который выдаёт камера, и «Лимит до 2048 пикселей». Мы же выбираем лучшее качество.

 

Работа с цветом и насыщенностью

Первое изображение — осенний натюрморт.

Здесь поработаем над обесцвечиванием и выделением отдельных областей цветом. Двигая ползунок «Насыщенность» влево до конца, получается чёрно-белое изображение. Если то же самое провернуть с «Красочностью», то на выходе будут поджидать остаточные намёки на цвета. Для того чтобы обесцветить на изображение всё, кроме отдельного объекта (в нашем случае каштаны), переходим во вкладку «Смешивание цветов».

Здесь до упора выкручиваем «Насыщенность» со всех оттенков до -100, кроме красного и оранжевого — последний вытягиваем до -72. Желаемый результат практически достигнут, осталось разобраться с серыми пятнами, которые совсем недавно были бликами от неба.

Поступаем следующим образом: подтверждаем коррекцию и возвращаемся в основную закладку. Чтобы компенсировать синеву и сделать каштан полностью красным, нужно прибавить температуру до 6375K единиц. Готово: со снимка ушёл красный и голубой оттенки. Заходим в «Смешивание цветов», возвращаемся к красному цвету и тянем ползунок «Оттенок» влево до -47, меняя оттенок на более холодный.

В итоге каштаны получились яркими, а серые пятна с изображения сошли. Сохраняем фото в галерее в лучшем качестве и любуемся.

Следующая фотография — вечерний городской пейзаж.

Его легко преобразить с помощью ползунков «Насыщенность» и «Красочность»: первая опция предлагает более грубый результат, поэтому рекомендуем работать с последней. Вытягиваем «Красочность» вправо до отметки 50: город засиял огнями, в картинке появились цвета, но мешает явный синий оттенок. Убираем синеву ползунком «Температура» вправо до 8938K. Таким образом, стала просматриваться тёплая область в месте тротуара, а над зданиями повисло синее холодное небо.

Теперь нам нужно сделать небо более синим и насыщенным. А витринам придать более тёплый оттенок.

Затемним светлые участки, сдвинув ползунок «Светлые области» до отметки -79. Так получаем максимум информации, скрывающейся в витринах. Берёмся за ползунок «Белые» и выводим его влево до -59. Всего одним движением избавились от стопроцентно белых объектов — даже лампы витрин и вывески стали слегка сероватыми. Поэкспериментировать с тонированием отдельных тёмных и ярких участков можно в меню «Эффекты», закладка «Раздельный тон». Здесь важно найти баланс между тёмным и светлым.

На изображении серое небо охвачено жёлтыми вкраплениями. Избавиться от небесной желтизны поможет смещение ползунка «Баланс» до -51 — тёплый оттенок остаётся только на ярких витринах. Интенсивное присутствие синего легко сгладить во вкладке теней, выставляя значения оттенка 230, а насыщенности — 36. Жёлтый будет более тёплым, если выставить оттенок 40, а насыщенность — 78.

В разделе «Смешивание цветов» продолжаем работать c синим: вытягиваем яркость до -90, и небо становится плотнее. То же самое проворачиваем и с жёлтым, приближая его к оранжевому: двигаем ползунок «Оттенок» влево до -48, а «Насыщенность» вытягиваем вправо до 34. В настройках температуры меняем оттенок всего изображения до 8856K и возвращаем теплоту зданиям. Сдвигая ползунок «Оттенок» в сторону пурпурного до 79, добавляем благородства снимку. Фото слишком шумное — снято на ISO 650, поэтому в «Детализации» применяем первый вариант «шумодава». Вечерний колоритный пейзаж готов, осталось только сохранить изображение.

В этой статье мы стремились продемонстрировать бонусы записи фотографий в RAW-формате, сделанных камерой Honor 9. Особенно это касается изображений, снятых в сложных условиях освещения, или художественных экспериментов, требующих выйти за рамки возможностей обычной фотокамеры. Даже в сложных случаях камера смартфона не подвела, а обработка каждого кадра заняла 2–3 минуты. Привыкнув же работать в RAW-конвертере, это время можно значительно сократить. В результате вы получите максимум от снимка и придадите фотографии законченный авторский вид.

Подробнее о Honor

Источник: 4PDA

Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *